Сегодня был очень интересный кейс про бизнес. Я в очередной раз почувствовала себя детективом, пока его распутывала.
Ко мне пришел клиент, которого не ценит начальство. Он пашет как партнер за обычную зарплату, а в награду получает пренебрежение и хамство.
Проверяю навыки коммуникации - они на высоте. В чем же дело?
А дело оказалось в смешении ролей. Опять! Ну кто бы сомневался! Неужели я?
Существует вечное противостояние между бизнесменами и их наемными работниками. Это два совершенно разных мировоззрения, две
планеты, которые не способны по-настоящему понять друг друга, пока не поменяются ролями.
- НАЕМНЫЕ РАБОТНИКИ
Больше всего ценят стабильность. Они готовы каждое утро приходить в офис в одно и то же время ради того, чтобы получать пусть ограниченную, но постоянную зарплату.
За ее регулярность ответственность несет наниматель. Без этого работникам слишком тревожно. Такая безопасность иллюзорна, но парится на этот счет ответственное лицо - наниматель.
Наемные сотрудники склонны думать, что начальство их эксплуатирует, зарабатывает на них огромные деньги, само бьет баклуши, а им, пахарям, перепадают лишь крохи.
Наемные сотрудники могут любить свою работу, подходить к ней творчески, стараться, проявлять инициативу, но в конечном счете, несут ответственность только за свою часть работы. Так и должно быть, иначе возникают проблемы.
Есть еще один вид наемных сотрудников - фрилансеры. Они готовы жертвовать стабильностью, приобретая за это свободу, гибкий график, возможность работать из дома и т. д. Но в конечном счете, тоже несут ответственность только за свою часть работы.
- НАНИМАТЕЛИ
Мир бизнесменов совсем другой. Здесь никакой стабильности нет и быть не может. Это люди, которые готовы рисковать, ставить на карту все.
У владельца бизнеса с огромным оборотом может быть личных денег в пользовании и, тем более, сбережений, меньше, чем у его сотрудников. Все вложено в дело, и достать оттуда в любой момент деньги нельзя.
Бизнесмен может быть по уши в кредитах. Он морально готов к тому, что в случае неудачи придется продать свою квартиру и остаться на улице. Он несет ответственность за все эти риски и за зарплату сотрудников. Они ведь не будут жертвовать деньгами, чтобы на этом нажился хозяин. Им это зачем? Бизнес чужой, а у них дети и ипотека.
Да и сам бизнес - это вовсе не арендованный офис, куда приходят работники. Бизнес - лишь сумма связей и договоренностей, запланированных процессов. Нечто существующее формально на бумаге и способное лопнуть в одночасье, если какой-то краеугольный элемент рассыпется и окажется незаменимым.
Наградой за смелость бизнесмена становятся большие нестабильные деньги или большие их потери.
Бизнесмены склонны думать про наемных сотрудников, что те ищут не работу, а зарплату.
Эту зарплату хозяева выплачивают как бы из своего кармана и придирчиво следят за тем, что покупают. Ответственный бизнесмен умеет считать деньги и даже покупая йогурт, сопоставит цену и качество.
Так и должно быть, у каждого своя работа. Больше вложил - больше получил.
Что же происходит, если в этих двух ролях происходит путаница?
СМЕШЕНИЕ РОЛЕЙ
Пора вернуться к нашему герою.
Он был таким инициативным, что взял на себя ответственность, которая лежит на владельце.
Он стал принимать решения «через голову» начальства мотивируя это тем, что хозяин не разбирается в вопросе. Хозяин был возмущен, а клиенты не доверяли наемному менеджеру из-за отсутствия у того полномочий.
В этой цепочке действий было пропущено важное звено. Сначала эти идеи нужно было продать владельцу, доказать их выигрышность и добиться согласия. А потом уже нести клиентам. Потому что только владелец здесь несет настоящие риски. Наемный сотрудник будет максимум уволен и пойдет работать в другое место.
Я представляю себе возмущение хозяина, когда вспоминаю свою бабушку. Она была очень ответственная и инициативная. Могла приехать в гости, оценить наш быт как беспорядок и заботливо без спроса переложить все вещи в шкафу на свой вкус. Надо ли говорить, как сколько дней мама потом чертыхалась пытаясь найти то, что ей нужно.
Психолог Елена Моксякова