Сегодня, 1 апреля, исполняется 100 лет психодраме - моему самому любимому методу психотерапии.
Психодрама лежит в истоках любых терапий, возникавших позднее, вы найдете ее «ноги» торчащими отовсюду.
Ее создатель, Яков Леви Морено, как и все гении, был чуваком своеобразным. Он родил психодраму, еще работая врачом в Австрии, а помогли ему в этом дети и проститутки.
За детьми Морено наблюдал, когда те играли, и это помогло ему увидеть, как работают игровые и ролевые процессы. Ну а на проститутках он потом тренировался. В смысле, лечил.
(домик в Бад Феслау, где Морено жил, когда создавал психодраму)
Психодрама - самый незанудный метод из всего, что я знаю. И самый быстрый из того, что работает глубоко, на всех слоях.
Если вы не видели ее ни разу, то поясню, что это метод, в котором составные части вашего внутреннего мира представлены вовне. Или же значимые для вас люди, повлиявшие на вашу жизнь, прочно засевшие в голове - они тоже часть вас. Родители, друзья, любимые, враги.
Их роли играют участники группы или предметы. Вы можете побывать в каждой роли отдельно, разобраться, выразить то, чего хочет эта часть, вступить в диалог и т.д. Использовать тело, игру, движение, юмор, агрессию, объятия, все, что вам нужно.
Вы можете выразить то, для чего раньше не было слов - вас подублирует терапевт или участник группы - поможет найти слова, присоединяясь к вашей роли.
Вы можете выходить из всех ролей и смотреть на сцену со стороны, из нейтральной позиции. Осмысливать, принимать решения.
Вы можете менять запомнившуюся вам травматическую ситуацию так, чтобы ваша психика приобрела новый целительный опыт. Ей-то все равно, в жизни это произошло или в метафорическом пространстве. Когда мы что-то проживаем, образуются новые нейронные связи.
Морено наблюдал, как играют дети. Снаружи ребенок мог возить по стене коробок и пердеть ртом. А внутри он был за рулем самосвала. Это состояние «как будто» и стало основой психодраматического пространства.
Дети учатся через игру. Они копируют взрослых и так осваивают ролевые модели. И чем шире их репертуар ролей, тем спонтаннее они становятся.
С психодраматической точки зрения, здоровье психики измеряется как раз этой самой спортанностью.
Что же такое спонтанность? Это когда вы можете выдавать новые реакции на новые ситуации. При чем, уместные и эффективные.
Вы не лезете за словом в карман и способны решать проблемы по мере поступления. У вас на все случаи жизни есть адекватная роль. Там, где нужно, вы можете быть учеником, боссом, шутом, экспертом, бабушкой, соблазнителем, продавцом, да мало ли...
А если вы легко выдаете спонтанные реакции, но они неуместные, и вас считают невменько, то это «черная спонтанность», это не то.
Спонтанность - основа творчества, то есть креативности. В ней кураж и вдохновение.
Спонтанность убивает тревога. Или тревогу убивает спонтанность, если очень повезет. Чем выше тревога, тем ниже спонтанность.
Когда мы сталкиваемся с опасностью и переживаем запредельный ужас, мы в стрессе принимаем некое решение, наилучшее в тот момент, и оно нас спасает. Но потом мы начинаем его экстраполировать на все похожие ситуации.
Чем похожие? Иногда просто уровнем тревоги. Семь бед - один ответ. Подходит, не подходит - другого нет.
Это называется «культурный консерв». В психодраме мы их распаковываем и совращаем способность давать новые реакции на новые ситуации.
Впрочем, изначально культурными консервами Морено называл законченные произведения искусства. Пока художник в своей спонтанности создает нечто, оно как бы живое и его. А когда закончил и отдал в мир - это уже консерв.
Елена Моксякова