Первые деньги я заработала в 12 лет. Это был гонорар за стихи напечатанные в центральной городской газете.
Затем я сменила немало профессий - парикмахер, уборщица, завхоз, учитель английского, переводчик, певица в рекламных роликах. Лет 10 я посвятила журналистике.
Но все это было для меня просто источником доходов. А основным делом - творчество, за которое никогда не заплатят, если не стать знаменитым и востребованным.
Вся эта канитель продолжалась, пока я не попала в психотерапию. И да, поначалу я рассматривала ее как еще одну профессию для зарабатывания денег. Это потом оказалось, что она и творчество, и искусство...
Психотерапия ответила мне на многие вопросы, которыми я задавалась чуть ли не с рождения. Это было чудом - видеть наконец-то суть вещей, их устройство, и понимать, почему именно так, а не иначе все происходит.
Вообще-то, психология выросла когда-то из философии. Но философия оставила меня лишь с новыми вопросами, как и психологические теории. Зато именно практика, именно психотерапия действительно показала мне, что к чему.
Я не спасатель. У меня никогда не было мотивации «помогать бедняжкам». Не потому что я бесчувственная скотина - очень даже сочувственная)))
Наверное это потому что сама я пришла в психотерапию не за избавлением от страданий, а за удивительными открытиями. Про смысл жизни и так далее.
И настоящую радость я испытываю, когда я, как проводник, приглашаю клиентов в удивительное путешествие в их внутренний мир, со множеством приключений и открытий.
Да, нам приходится пройти через боль, огонь и воду, но и радости там не меньше. И через это приходит жизнь, которая была как будто придавлена, и едва сочилась.
Когда я смотрю на человека, который ко мне пришел, какая-то часть меня всегда радуется и как бы говорит: «Давай поиграем!»
Я чувствую себя очень живой, увлеченной и на своем месте. Не потому что это мое единственное «место», а потому что это один из моих любимых Путей. Это и есть самореализация - когда делаешь то, что вызывает такие ощущения.
⠀
А еще мне хочется рассказать вам, о чем я жалею.
⠀
Я пришла в психотерапию, когда мне уже стукнуло 30. И мне жаль, что этого не случилось намного раньше. Будь у меня тот уровень свободы, который есть сейчас, я бы не потратила столько сил и времени в пустую.
Чтобы стать психологом-психотерапевтом, сначала приходится побыть клиентом. И для того, чтобы понять, как это работает. И для того, что мало-мальски «подлечиться». Чтобы не проваливаться в свои травмы, когда встречаешься с болью клиента.
По сути, путь клиента - это путь взросления. Мы убираем все то, что мешает стать взрослым полноценным собой. Перестать зависеть от других людей и искать в них родителей для себя. Встать на ноги и жить своей жизнью.
Эта работа над собой разделила мою жизнь на «до» и «после».
«До» я жила ради того, чтобы оправдывать чужие ожидания - так, как я их видела. Меня заботило чужое мнение. Мне нужно было чье-то одобрение. Я хотела, чтобы меня все любили, но не знала, как это сделать.
«После» мне стало достаточно меня. Хотя душевное тепло других людей меня греет, а поддержка воодушевляет, ничто из этого не держит меня в рабстве.
«До» я не умела общаться, устанавливать близость, понимать свои чувства и желания, заявлять о себе, задавать вопросы, отстаивать свои интересы. Я боялась возразить или наоборот бунтовала, как это делают подростки. Я не уважала и не ценила себя, но в то же время, гордилась и кичилась собой.
Но я даже не подозревала, что у меня были такие проблемы, и что их можно решить.
Все это мешало мне строить и карьеру, и отношения. Это сильно повлияло на мой выбор профессий и ожидания от жизни.
Если бы я уже «пролеченная» выбирала свой путь, он был бы иным. И даже оставь я те же занятия, я бы в них действительно реализовалась.
В детстве у меня понаоткрывали множество способностей. И изобразительные искусства, и пение, и литераторство давались мне с легкостью. Как хобби их одобряли в семье.
Это был самый короткий путь получить восхищение окружающих. Родители гордились своим чадом, которое занимает первые места на конкурсах, и о котором пишут в газетах.
Но когда дело дошло до выбора профессии, во всем, над чем я до сих пор работала, я не получила поддержки. Родители велели мне получить «нормальную» специальность и бросить все эти бессмысленные хобби.
Я переживала эту перемену как предательство. Я бросила художественную школу и больше не брала в руки кисти. Учителя долго гонялись за мной и убеждали вернуться, говорили, что я была лучшей. Обещали протекцию в вуз. Но живопись во мне умерла.
Я думаю сейчас о том времени, и понимаю, что все это и правда могло оставаться хобби, если бы я с самого начала не волновалась о чужом одобрении и занималась только тем, чего хочет душа. И я думаю о великих писателях, работавших врачами.
Но у меня была родительская установка на «величие», и все, что туда не вело, казалось пустой тратой времени. У моей бабушки между быть «великим» и быть «личностью» стоял знак равно.
Хотеть «писать книги» или хотеть «быть писателем»? Тут нет противоречий, если эти потребности дополняют друг друга. Только хотеть писать - это какая-то компульсия.
Но когда тебя с детства сношают в мозг: «не будь серостью, не будь на вторых ролях», желание «быть писателем», и непременно великим, побеждает. Оно подавляет значимость продукта. Сначала обертка. Сначала я писатель, у меня есть статус, читатели и хвалебные отзывы. А потом уже - я пишу книги. Книги могут быть не гениальными. Достаточно - нестыдными. Это вторично.
И вот, когда мне стукнуло 30, я пришла в психотерапию. Я выбрала профессию, к которой у меня не было никаких талантов. Никто не говорил «молодец-эта-девочка-далеко-пойдет». Напротив - вокруг меня хвалили других.
Но я пахала, я училась, я вникала. Мне приходилось трудиться больше, чем «талантам», у меня не было «прокачано» то, что есть у них. На мое обучение ушли годы и деньги, на которые можно купить большую квартиру в Москве. Но я пахала. Это был мой осознанный выбор.
Я думаю, что большинство разговоров про таланты - чушь собачья, фантазии родителей. Они поддерживают какое-то увлечение, и ребенок развивает навык.
А мой взрослый выбор был сделан без этой поддержки. Когда у меня было достаточно сил пройти весь путь самой.
И вот я думаю, а если бы тогда, в детстве мне было плевать на чужое мнение, что бы я выбрала? Какой такой предмет, если не одно из искусств? Или во что я пошла бы дальше сейчас, будь я бессмертной, как Дункан МакКлауд?
Как ни странно, такой предмет был только один: физика. Она давалась мне легко и очень меня увлекала. Но я понятия не имела, куда ее употребить в будущем. Эх, знала бы я... Нет, знала бы моя бабушка, какой там потенциал величия!))))