Иногда они возвращаются

Леди Совершенство... О ней часто вспоминают психодраматисты, когда идет работа с детскими травмами, и нужен "ресурс" - кто-то для поддержки ребенка. Но чаще всего, в моей практике, клиент отвергает ее кандидатру. Крайне редко она оказывается умест

01.04.2019 00:22:49

Одни ее обожают, другие терпеть не могут, но никто не остается равнодушным. Мэри Поппинс - совсем не то, чем кажется на первый взгляд. В чем же ее фишка, и что она такое делает? 

В детстве я ее не только не любила, но и боялась. В моем представлении это была сердитая, высокомерная, самовлюбленная училка, которая все время ходит с мрачной рожей, поучает и одергивает людей, а улыбается только, когда звездит.

Ах, да! Она знает несколько фокусов и умеет летать! И ей даже удается заинтересовать этим детей. Но стоит привязаться к ней - ее уж и ветром сдуло. 

Это Мэри Поппинс из советского фильма, с Андрейченко в главной роли. 

Конечно, в моем детстве была еще и книга, но ее я помню смутно.

Как и почему мое отношение к Мэри Поппинс изменилось?

Сегодня я, наконец, посмотрела старый диснеевский фильм 1964 года, и все встало на свои места. 

В исполнении Джули Эндрюс это совсем другая Мэри Поппинс, она рядом не лежала, на одном гектаре с нашей не сидела.

К слову, кто не видел - must see в любом возрасте. По что я не любою мюзиклы, а этот великолепен. Фильм захватывает, завораживает, смотрится на одном дыхании. Все живые и настоящие, и поют так естественно, как мы разговаиваем. Я только к середине заметила, что они все время поют. 

Фильм трогает и очаровывает, и оставляет зрителя накормленным и воодушевленным. Ну и великолепный сценарий, где ничего лишнего, и ровно то, что надо. Сделано с любовью. Без соплей, манипуляций, треша, боевика и т.д.

Однако, вернемся к самой Мэри. Здесь она очаровательна и легка. Сама с восторгом играет в игры, но при этом, время от времени включает строгую училку и всех одергивает. То есть легонько тянет за поводок, чтобы напомнить, кто тут главный. Это правила игры - она притворяется, что играет ту роль, которую от нее ждут.

Она показывает весьма рабочие модели поведения, управления, упаковки, противостояния манипуляциям - хоть на тренингах ее цитируй.

Улетает же Мэри только после того, как наладила отношения между родителями и детьми, и стала им не нужна. 

Даже зная, что няня-волшебница уже пакует саквояж, воспитанники забыли о ней и с папой и мамой убежали в парк. Мэри грустит, но держит себя в руках. И признает, что это плата за то, чтобы быть совершенством. Только в этом контексте она так себя и называет.

Так кто же она, эта Мэри Поппинс? Что за функция у нее? Что за архетип скрывается под ее личиной? 

Это явно не родительская фигура, не мама и даже не няня. Она никого не обнимает, никому сопли не утирает. 

Мэри и не защитник. Она никого не разнимает, никому не грозит, никого комиссарской грудью не заслоняет. Спешит на помощь, решать проблемы - это да. Но по особому, по-поппинсовски.

Какие бы функции она ни выполняла, суть ее в одном:

Мэри Поппинс - это ТРИКСТЕР.

Во-первых, Мэри придуривается. Мол, она вся такая чопорная - как вы вообще смели о ней подумать разный вздор?

Во-вторых, Мэри ставит всех в дурацкое положение, а потом делает вид, что не при делах. Одергивает с целью вывести из равновесия. Показывает детям разные фокусы, а когда они про это заговорят в последствии, делает серьезное лицо и фыркает: «Что это нелепые фантазии?». Сначала мне казалось, что это гнусный газлайтинг, но к концу фильма до меня, наконец, дошло, что это просто шуточки, достойные свиты самого Воланда.

В третьих, ее серьезность и доминантность - это такая игра в роль училки, часть образа. Как дети играют в дочки-матери или в паровозики. Мэри делает вид, что строга, и всем делается спокойно рядом с ней. А у взрослых срабатывает условный рефлекс на учительский тон, и они готовы есть с руки. Для нее это тоже часть игры. А еще важно, что это ее одёргивание совсем нестрашное. Никто не воспринимает ее всерьез. Ни у кого не сжимаются кишки при мысли, что Мэри Поппинс отругает или бросит за плохое поведение. Эта Мэри Поппинс добрая и даже добродушная, а ее строгость - забота и защита.

В четвертых, она знает сотни игр и любит в них играть. Все, как заказывали дети. А кому нужна игра, где никто не подначивает и не провоцирует, а просто все сидят рядком и чинно передают друг другу мячик? Да еще так, чтобы никого не обделить, и всем было удобно. Долго бы вы стали в это играть? Едва ли. Потому что для игры нужен трикстер внутри нас, и трикстер в виде заводилы вовне. Кто-то наподобие Мэри Поппинс.

В пятых, она танцует, дурачится и пляшет идиотские танцы.

В шестых, она демонстрирует клоунские выходы из неловких ситуаций. Например, когда нечего сказать, есть слово supercalifragilisticexpialidocious...

Я думаю, можно найти еще и в седьмых, и в семидесятых, но картина и так вырисовывается. Просто, у в диснеевском дильме трикстер игривый и здоровый, а у нас - какой-то мрачный и чем-то травмированный. Как и прочие персонажи: у них сказочные, а у нас - из какой-то чернухи с неудовлетворительной претензией на реализм.

Теперь о новой Мэри Поппинс, сыгранной Эмили Блант. Этот фильм - сиквел того, старого, из шестидесятых. А значит, стоит смотреть их по порядку. Или не стоит.

Как и следовало ожидать, наши современники не смогли продолжить традиции первой "Мэри Поппинс". Они сменили жанр, навозюкали драматизьму и реализьму, отдавая дань современной моде на истерики и психологические травмы. 

Зачем нужно было делать детей сиротами? Ну, модно так. Чтобы посочувствовали им. Странные представления о сочувствии. Можно подумать, основная часть население планеты - сироты, и это им будет близко...

А потом добавили еще и экшен - чтобы выехать на спецэффектах. Для этого пришлось подвергать детей опасности и наносить им шоковую травму, бросать одних, а потом говорить, что это сон, что тоже как-то не по-поппинсовски. 

Вдобавок новая Мэри почти не танцует, а по характеру тяжеловесна и мрачна - эдакая женщина-вамп. Видимо, как-то ее жизнь потрепала за время отсутствия.

Никаких трансформаций, роста, развития персонажи в течение фильма не претерпевают. А их внезапное пение всякий раз выглядит неуместным. 

Не хватает хватает зрительного контакта с петсонажами. Это вопрос и к режиссеру и оператору. В первом фильме было много прямой работы на камеру. Как это работает, можно ощутить с первых же кадров, где Берт лично для нас проводит экскурсию.

Дети в новом фильме оборзевшие и неанглийские, хотя между событиями первого и второго фильма прошло лет 15, и семья та же. 

А их отец, который был в детстве практичным, недоверчивым и упрямым мальчиком, превратился в наивного податливого задрота. 

Продолжать? Ну, неет, не буду спойлерить, вдруг вы уже захотели посмотреть этот шедевр.

По моему дерьмометру «Мэри Поппинс возвращается» - фильм-жвачка. Собран, как сценарный конструктор, но струн души не шевелит. Потому что там вакуум. Пустота. В вакууме нет вибрации, нет звука, нет музыки. Ничего нет.

Психолог Елена Моксякова