Архетип ЖОПЫ в русской культуре

Жопа расположена сзади и невидима для владельца, но выставлена напоказ для окружающих, отчего и служит народной метафорой Тени. Йога позволяет увидеть ее воочию, но это требует упорной работы над собой.

04.06.2018 17:50:21

Каким словом ее ни назови, ЖОПА остается маргинальной и табуированной, олицетворяя срам.

В искусстве Ж используется для эпатажа, то есть разрушения чересчур жесткой структуры и привнесения в нее живой энергии. Упоминание Ж в обществе вызывает нервное хихиканье и интерес с позабытым привкусом свободы, либо отвержение и изгнание оратора.

Восторги по поводу Ж общество относит в область девиаций. Даже написание этого трактата, пожалуй, туда же отнесет.

Ж есть у всех людей, она - международное явление, однако дальше речь пойдет о месте Ж в русской культуре и языковой среде, иначе мы рискуем погрязнуть в лингвистических нюансах.

 

Ж расположена сзади и невидима для владельца, но выставлена напоказ для окружающих. В этой связи, ЖОПА служит народной метафорой ТЕНИ. Увидеть Ж можно только в отражении. Проявление своих теневых свойств - тоже со стороны - в другом человеке, в записи, в карикатуре, в психодраматическом зеркале (когда кто-то другой играет тебя, а ты смотришь). Определенные типы упражнений в гибкости, например, йога, могут привести к тому, что человек сможет видеть свою Ж, но для этого требуется упорная работа над собой.

 

Ж и человек борются за власть и свободу. Но, как и положено Тени, у Ж власти больше. Хочешь, не хочешь, а она все равно приведет тебя в кабинет задумчивости. Собирался, наперекор Ж, за праздничным столом пахнуть только розами, а тут тебя отвлекли, насмешили, и Ooops! You did it again! Наравится или нет, а удержать в ней то бы то ни было долго не удается. И чем сильнее человек обесилел, заболел, нетрезв, загрузил свой ум контролем над другими проблемами, тем меньше он способен управлять своей Ж.

Ж борется с владельцем за свободу и спонтанность. Он напускает на нее ум, чтобы контролировать и ограничивать ее. Ж мстит.

Ж вызывает у владельца тревогу, так как контроль далеко не всегда успешен. Наша Ж и опасна, и трудна, и на первый взгляд, как будто не видна.

Люди так долго воевали со своей Ж, что она стала ругательством и олицетворением зла. Тут налицо целый ряд коннотаций Ж  - неудача, облом, проклятие, тяжкая доля, кара небесная. Глубокая Ж - высший символ уныния и безысходности, несмотря на то, что, казалось бы, из любой Ж выход непременно есть. Стоит, пожалуй, вспоминать об этом почаще…

Жопа стала и олицетворением срама. Ее принято прятать в одежде и отхожих местах, запрещено упоминать в приличном обществе. Удивительным образом, люди решили есть вместе, а “продукт” потом выдавать по одиночке. Все разговоры о приятных и неприятных запахах  - лишь вопрос отношения к таковым. Люди, в отличие от животных, отрастили себе ум, и условились считать одни природные запахи приятными, а другие - нет. Приятными они назначили запахи безличные, не имеющие к ним прямого отношения, а омерзительными - те, в которых отразилось все их существо.

Возможно, вы возразите, что есть садовники, и есть кулинары, и они что-то создают и на что-то влияют, и это что-то пахнет приятно. Тоже мне влияние! Садовник создает условия для растения, но разве он вдыхает в него жизнь? Разве он может заставить его расти - например, потянув за листики? А кулинар, миксующий продукты и возможности их обработки, создающий чудесные мозаики вкуса - разве до неузнаваемости меняет он продукты? Увы, если он доиграется, и все ингредиенты станут неузнаваемы, едок с большой вероятностью скажет, что у него на тарелке оказалось г…

В отличие от людей (к коим мне пора себя отнести, чтобы читатель не обвинил меня в копрофилии), животные рассматривают экскременты, как документы. Источники естественных запахов заменяют отпечатки пальцев, подписи и печати, историю болезни, личную характеристику и пр. “Смотрите, вот я какой!” - Как бы говорит Ж за владельца, оставляя “автограф” на видом месте. Личные ароматы служат пограничными столбами для сородичей и, увы, приманкой для хищника. Кошки инстинктивно прячут свои продукты жизнедеятельности именно для того, чтобы оставаться незаметными для потенциальной добычи.

Перенося выше сказаное на теорию Тени, можно вспомнить, как внутренний Хищник противостоит творчеству, спонтанности, естественности. Как защитный механизм требует затаиться и не проявляться. Такова оборотная сторона жизни в обществе. Люди пребывают в таком чудовищном скоплении, что натыкаться ежедневно на “документы” сородичей для них было бы невыносимо по любым понятиям. Даже по животным.

В институте, увы не ссылаясь на источник, лектор рассказывал нам про исследование гибели козлов на каком-то острове. У козлов не было врагов, и они постепенно расплодились в неимоверном количестве. И в поисках новой территории, они постоянно натыкались на “приветы” от сородичей, и нигде не могли найти уединение, отчего сошли с ума, перестали плодиться, зачахли и вымерли.

Возможно, лектор ошибся животным, ведь козлы - стадные существа. Может быть, это и вовсе какая-то профессорская байка, но уж очень логичная и вызывающая эмоциональный отклик у многих, а значит, зашитая в бессознательном, то есть в могущественной архетипической Ж.

Итак, Ж - каким-то образом связана со спонтанным самовыражением, творческой продуктивностью. Без контроля и редактуры. Что есть - то и выдает.

Говоря о творческой стороне Ж, стоит вспомнить также о сексуальном ассоциативном ряде, связанном с ней. Например, о сердечках, которые люди почему-то условились рисовать в виде остроконечной Ж, что к реальной форме сердца никак не относится. То есть коллективное бессознательное само не заметило, как приравняло Ж к душе.

Люди связывают Ж и интуицию - отсюда выражение “жопой чую”. Но чтобы включить интуицию, следует сказать “Ша!” своему уму, который любит все рационализировать и громоздить дебри, из-за которых не видна реальность. То есть опять мы говорим и бессознательных ресурсах. Все логично - когда мы отрицаем часть себя, мы собственноручно отправляем ее в Тень. Почему с Ж должно было случиться иначе?

С другой стороны, Ж обладает двумя полушариями, подобно нашему мыслительному органу, вследствие чего, о неудачных плохо просчитанных выборах говорят: “Ты что, жопой думал?” То есть поступал по воле бессознательного, а не рассудка.

Особым достоинством в социуме считается усидчивость. Это когда человек подавляет импульсы Ж, идет против ее воли и делает то, что его уму кажется более рациональным.

Рвать Ж себе - значит очень стараться, подвергать душу максимальному насилию в стремлении добиться результата, продиктованного умом. Идти против желаний, свободы. Рвать Ж другому - значит лишать свободы, наказывать, унижать, утверждать свое вымышленное рассудком превосходство. Вбивать знания через удары по Ж также подразумевает усмирение свободолюбия.

Кода человека посылают в Ж, за этим стоит целый букет смыслов. Здесь и отказ в рациональности и уместности его сообщений, и нежелание взаимодействовать с ним, как с носителем разбушевавшейся Ж, и предложение пойти разобраться со своим бессознательным, прежде чем выносить его в социум, и желание наказать за вредоносное поведение пребыванием в неприятном пространстве.

При этом, Ж остается основой основ, фундаментом, на который мы опираемся большую часть нашего бодрствования. Даже корневая чакра находится в Ж.

Есть еще немало смыслов, понятий, словосочетаний, связанных с Ж. Я предлагаю вам найти и препарировать их самостоятельно.

 

 

 

Елена Моксякова

психолог-психотерапевт