Пример рабочего кейса. Имя и обстоятельства изменены
Владимир, 36 лет. Измотан постоянной тревогой и фатальными жизненными обстоятельствами. У его жены обнаружили рак в терминальной стадии. Он совладелец стартапа, который пока приносит крайне сомнительный доход. Бросить стартап и устроиться на нормальную работу не удается. Неприятности так и сыплются ему на голову одна за другой.
Владимир постоянно думает о том, что еще плохого может случиться, и как он будет с этим справляться. Когда же неприятности случаются в реальности - он впадает в ступор. Ему хотелось бы меньше тревожиться и научиться устранять проблемы по мере их поступления. Иногда ему удается принимать эффективные спонтанные решения, но Владимир относит эти удачи к случайности, и не верит, что способен их повторить. Он восхищается спонтанными людьми, которые легко идут по жизни.
Я предложила Владимиру побеседовать со своей спонтанной частью, с которой нет надежного контакта, но которая себя обнаруживает, когда ей это вздумается.
Мы поставили для нее стул. Владимир сел на этот стул в роль Спонтанности, и я стала ее (Спонтанность) расспрашивать - куда она подевалась, что ей мешает присутствовать постоянно, что могло бы помочь и т.д.
- Мне не нравится быть там, где тревога. - Ответила Спонтанность. - Прекрати запихивать меня в какие-то рамки и контролировать. Я могу быть только там, где мне позволяют делать то, что я хочу!
Вот такой замкнутый круг! Нам нужна спонтанность, чтобы убрать Тревогу и решать проблемы, а она не появится, пока мы не уберем Тревогу.
Но есть один ключик. Спонтанность сказала: “там, где мне позволяют делать то, что я хочу”.
Я вывела Владимира из роли и попросила рассказать, чего хочет он сам больше всего на свете.
- Я мечтаю, чтобы от меня отстали, а я мог лежать и ничего не делать. И чтобы я не был никому ничего должен.
- А когда вы были в последний раз в отпуске? - Спросила я.
- Пять лет назад. Но мне пришлось взять с собой компьютер и работать оттуда. Даже в выходные мне постоянно звонят, и иногда приходится куда-то ехать среди ночи.
Я предложила Владимиру отправиться в виртуальный отпуск. В управляемом воображении мы построили для него безопасное место, в котором никто и ничто не сможет его потревожить. Я сопровождала его на протяжении всей работы, поддерживая, не давая остывать и отвлекаться, выпадая из визуализации.
Его безопасное место находилось на другой планете, очень похожей на нашу. Оно было островом в океане, окруженным силовым полем, благодаря которому ни один радар не позволял его обнаружить, Остров был также незаметен и с воды, а случайно наткнуться на него было и вовсе невозможно из-за все того же силового поля. У Владимира был свой пульт управления этим полем, чтобы при желании можно было пригласить гостей, а потом восстановить защиту острова.
На острове росли деревья и цветы, гуляли травоядные животные и летали нехищные птицы. Никаких гадов и насекомых там не водилось. Была смена дня и ночи, но постоянное нежаркое лето царило постоянно. Пожалуй, на этом все чудеса и спецэффекты заканчивались. Владимиру хотелось сделать свой мир максимально правдоподобным, близким к нашей реальности.
В глубине острова стоял большой каменный замок. В нем было множество комнат, залов, коридоров, галерей. В нем была баня с огромной купелью. Старинная библиотека. Оружейная палата. Конюшня пустовала, но в ней имелось все для того, чтобы оседлать любого коня, пасущегося неподалеку. Кони же были весьма дружелюбны. Вокруг замка располагался цветущий и одновременно плодоносящий сад.
Когда мир был продуман и построен в воображении, я пригласила Владимира отправиться туда и рассказывать в мельчайших подробностях, что он видит, чувствует и делает там.
Наш сеанс длился полтора часа, но в виртуальном мире прошел месяц. Первые две недели Владимир просто лежал. Сначала он лежал на берегу моря, слушал волны и пение птиц.
- Как вы себя чувствуете? - Спросила я в конце второй “недели”.
- Мне стало легче дышать, - ответил Владимир.
Потом он пошел в свой замок, и полежал там в каждой комнате - на полу, на диване, в бане, на веранде, на крыше, в библиотеке, в зале - сутки или двое в каждом месте. Затем он немного оживился, и лежание стало перемежаться походами на кухню, где он доставал полуфабрикаты из огромного холодильника, готовил и съедал. Или отправлялся в сад и питался фруктами. После трапезы он снова шел и ложился на какое-нибудь новое место. Затем к просто лежанию добавился сон. Пролежав целый день, ночью он забывался сном без сновидений, а потом просыпался и шел завтракать. Затем он немного оживился, стал больше говорить сам, без моих расспросов. Ко сну, еде и лежанию добавились непродолжительные прогулки. Владимир делался все активнее. Ему захотелось больше двигаться и что-то делать руками. Он вычистил конюшню от старого навоза и гнилой соломы, затем разложил по-новому оружие в оружейной. Поменял разбитое стекло на втором этаже и заделал брешь в крыше. И довольный снова отправился спать.
Наутро Владимир наспех позавтракал, уже ощущая жажду действия. Ему хотелось творить! Он отправился в сад, где замыслил построить беседку, и непросто беседку, а целое произведение искусства с ажурной кованой оградой, витыми колоннами, маленькими литыми фигурками, изображающими сцены из мифов. Много дней он трудился над этим своим творением, шаг за шагом добавляя что-то новое. Когда беседка была готова, Владимир казался совершенно счастливым. А еще он выглядел уверенным, неторопливым и заземленным - не зря же он столько лежал - на земле, на полу, на диване… Даже его голос звучал намного ниже, а дыхание сделалось ровнее и неспешнее.
Я спросила его, как ему сейчас, когда он закончил свое творение.
- Я чувствую, что все могу. Сейчас я вижу, что это сложный проект, но пока я лепил его шаг за шагом, это было незаметно. Главное, что никто меня не контролировал и не загонял в рамки. Я просто делал, что хочется.
- А если бы вы знали все заранее и работали по плану?
- Тогда бы я даже не начал! Этот проект показался бы слишком сложным для меня, просто невыполнимым.
- Сейчас, когда вы смотрите на это созданное вашими руками чудо, и переживаете свою творческую победу, представьте, что ваше произведение хочет сообщить вам что-то.
- Оно говорит: “Ты все можешь! У тебя все получится!” Но я и сам это чувствую.
- Как это ощущается в теле?
- У меня много энергии и хочется улыбаться. И мне кажется, я впервые за долгое время чувствую себя... Собой.
- Запомните это состояние внутри себя. Запомните этот чудесный остров, который принадлежит только вам, и на который вы можете отправиться в любой нужный момент, когда вам срочно потребуется отдых. И когда вы будете готовы, вместе с этим состоянием внутри себя возвращайтесь в нашу реальность. В эту комнату, где стоит этот диван, лежит этот ковер, горит эта люстра…
- Я готов! - Радостно сказал Владимир и с улыбкой потянулся, расправляя плечи.
Психолог Елена МОКСЯКОВА